|
Лялинское поречье. Деревня Савиново 350 лет.
Авторы: М.С.Бессонов, А.Г.Мосин, П.В.Мудрова, С.С.Бессонов, Н.Б.Гощицкий.
Страницы: 1, [2], 3, 4, 5
По его словам выходило, что когда таможню убрали в 1757 году,
всех, кто в Бессоново жил, вывели из реестра казаков и перестали платить жалование. А которые захотели служить дальше, они должны были
переехать в Богословск. Наши-то решили остаться в этой деревне и
жить. А в это время начали строить Богословские заводы, Карпинск
там, Баранча и прочее. Вот и попал прапрапрадед, Констатин Федорович, в рекруты: взяли его и на 25 лет туда определили. Но они не были
крепостными. Им что-то платили. Давали время на сельхозработы, на
сенокос. В выходной день они могли домой сходить, а до дому-то — 90
километров. Можно себе представить — за 90 километров в баню ходить! Чтобы не было скучно в дороге, он брал с собой семь топоров.
Шел, шел, устал, остановился, присел на что-то там... И в это время точит топор. Выточил для всей бригады, и дело с концом. Приходили домой — там для них уже баня истоплена. Помылись, перекусили, соснули — можно отправляться обратно…
* * *
… Чтобы не было кровосмешения, девок замуж выдавали в соседние
деревни, а оттуда наши женихи брали ихних девок. Друг к дружке в гости они не ездили, это не на машине ведь прокатиться, тогда лошади были,
а их жалко. В каждой деревне был свой святой покровитель и определенный день — престольный праздник. В Савиново, например, таким был
день Царя Константина и матери его Елены. Ну вот девку отдали , скажем, куда-нибудь за Верхотурье, так она год не видела ни папы, ни мамы,
ни братьев, ни сестер. Но 5-го июня, зная что в Савиново престольный
праздник, свёкор считал своей обязанностью съездить к свату. Брал с
собой невестку, они ехали, и встречались. Тот сват, в определенный день
престольного праздника, тоже ехал, зная, что его там ждут и встретят. И
так в каждой семье. В общем, когда наступал этот день, гостей была полная деревня. Как там все проходило? Съезжались гости отовсюду. Семьи-то большие, так что там, может, из нескольких деревень сваты съезжались
в один дом. Если у тебя три дочери — жди гостей из трёх деревень. Может, и жены сына родители тоже приедут.
В первости, всё чинно-важно, потом подпили — надо выяснять, кто
тут самый сильный в этой компании. Ну как выяснять, не драку ведь устраивать... Тогда выходили во двор, и начиналась работа с гирями: кто
больше поднимет. Потом гири кидали через ворота, кто перекинет. Начинали там с 16 килограмм — эту перекидывали все. Затем двухпудовка
шла. Потом уж кто-то один оставался. Но апогей, апогей всего этого дела
— это мешок с солью. То есть всё, вроде, выяснили... «Так, ну что, последнее осталось!» А мешок с солью — 70 килограмм. И это, конечно, трудно представить, но вот что они делали: мешок с солью ты должен в ноги
себе поставить, нагнуться, взять зубами и, резко выпрямившись, кинуть
его за спину. Не руками, никак — только зубами. И кто это сделает, тот
уже чемпион!
Обычно за солевым мешком этим нужно было сходить в чулан. Ну а
мужики, все такие достойные люди, им и зазорно было вытаскивать там
какие-то мешки из чулана... Значит бабы должны это сделать! И бедные
бабёшки эти вот семьдесят килограмм, корячась, вытаскивали и несли им
туда силу мерять. Потом начинался разговор, что просто так в этом мешке бросать — это бесхозяйственно: мешок может лопнуть, соль просыплется, а за нее деньги плачены… Это все ж таки мировой продукт, по тем
временам! Ну и бабы должны были еще принести мешков. Солевой-то туда
затолкать и зашить на два шва, чтобы, не приведи господь, не лопнул. И
вот когда они всё это проделают — тогда начинали перекидывать. Ну это
же надо иметь такую силу, такую ловкость... можно же шею сломать, понимаешь. Но раз чемпион — перекинь! Нам-то с тобою от полу его не оторвать…
Страницы: 1, [2], 3, 4, 5 «« Оглавление
|