|
Лялинское поречье. Деревня Савиново 350 лет.
Авторы: М.С.Бессонов, А.Г.Мосин, П.В.Мудрова, С.С.Бессонов, Н.Б.Гощицкий.
Страницы: [1], 2, 3, 4, 5
Н.Б.Гощицкий
БУХТИНЫ ВЕРХОТУРСКИЕ
… Довелосьтаки встретиться с потомком тех лялинских старожилов,
которых имя уже само звучит ясным восхитительным звуком русских исторических хроник. Что Бабиновы, что Злыгостевы, что Бессоновы дали
этим местам свои имена: угорам и ложкам, островам и бродам, заставам,
постам, деревням и дорогам, по которым катились телеги да возки с государевым добром и щедрой добычей, взятой натурой у местных вогулов,
когда взамен, а когда и силой. Дали эти Бессоновы, Таскины, Удинцевы и
богатое многолюдье поколений, заселившее процветавшие некогда деревни и сёла — Нижнюю Бессонову, Злыгостево, Караул и другие.
Теперь многих из этих селений и след простыл — одни полусгнившие
срубы, остатки дворов, когдато деятельношумных, ныне — почти заросших. Но память каким-то веселым, озорным способом сохранила байки
прошлых лет: о житьебытье тех старых еще крестьянских семей: их будни и праздники, чудачества и грехи. Послушать да и записать эти байки-бухтины1 — с их замечательным языком, от которого порою «уши заворачиваются» (да ведь лучше-то и не скажешь!), с ароматом тех дней, той
«правдой присутствия», которую нынче никто не упомнит — просто подарок судьбы! Грех не воспользоваться.
Он, мой рассказчик — спокоен, как казак Бабинов2 в Верхотурском
музее: легкий слог, обаятельный ум; цепкий глаз из под русой брови… Та
же неторопливость, достоинство.
То, о чем говорит, вполне могло происходить (а может, того и не было
— всё, как в классической байке), но все эти устные сказы, переданные
ему отцом и бабкой от дедов и прадедов, в его исполнении живут уже, кажется, своей жизнью, и потому они и есть — правда3 .
* * *
… Прадед-то мой прожил девяносто девять лет и семь месяцев. Он
родился в 1842-м, а умер в 1941-м. А когда мой отец родился, ему тогда в
аккурат восемьдесят пять лет было. Этот прапрадедушка к восьмидесяти
четырем годам полностью ослеп. Ну, у него глаукома была и всё такое
добро, и последние пятнадцать лет он так и жил незрячим. Отец гдето с
пяти лет уж помнил, как они вместе вот с этим столетним-то сидели на
печке. Курил он, паразит4 , до самой смерти. И отец должен был чтото
там ему подать, принести. Но самой основной обязанностью было следить за его трубкой, чтоб он нигде никакого огня не заронил. Искать эту
трубку, набивать и раскуривать ее. Вот на этой печке он все эти истории
отцу и рассказывал, начиная ну, скажем так, с 1860 года. Ему в то время
тоже ведь могли рассказывать о событиях ещё большей давности. Чтото
я помню из этих рассказов, а многое и вообще пролетало.
Страницы: [1], 2, 3, 4, 5«« Оглавление
|