Лялинское поречье. Деревня Савиново 350 лет.

 

Лялинское поречье. Деревня Савиново 350 лет.

Авторы: М.С.Бессонов, А.Г.Мосин, П.В.Мудрова, С.С.Бессонов, Н.Б.Гощицкий.

«« ОглавлениеСледующая глава »»
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, [9], 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21

        Развернувшееся в первой четверти XVIII в. на Урале горнозаводское строительство не обошло стороной и Лялинской округи. В 1723 г. на берегах Ляли началось сооружение первого в этих местах промышленного предприятия23.
        После строительства в 1739-1742 гг. первых заводов Гороблагодатского горного округа крестьяне Лялинской слободы (так в документах стало именоваться как само селение, известное ранее как Лялинский погост, так и вся территория с деревнями его прихода) были приписаны к этим заводам. О том, насколько горные власти дорожили их трудом, свидетельствует один любопытный факт. В 1759 г. решался вопрос о том, какими силами производить ремонт Сибирской дороги, в том числе на участке от Верхотурья до Соликамска, где предстояло выстроить два новых моста и починить 51 старый, устроить новую паромную переправу и расчистить трассу во многих местах. При этом по распоряжению канцелярии Главного заводов правления велено было, «чтоб приписных к Гороблагодацким заводам Лялинской слободы от расположенных на них за подушной оклад завоцких работ ко исправлению мостов и к протчему в те времена, когда они в завоцких работах обращаютца, отнюдь не наряжали, дабы де чрез то за неприуготовлением угля и протчих припасов не привесть его сиятельства сенатора и ковалера графа Петра Ивановича Шувалова заводов в остановку и в выковке железа уменьшения»24.
        Однако позднее, в 1761 г., крестьяне Лялинской слободы все же привлекались к дорожным работам. В документах Верхотурской канцелярии отмечалось: «на дватцать первой де версте от города Верхотурья на речке Жерноковке мост тритцать сажен весь надлежит поправить Лялинской слободы деревни Жерноковой крестьяном»25. Даже те приписные крестьяне, которые жили вдоль дороги, при всякой возможности старались уклониться от ремонтных работ, отговариваясь занятостью на заводских работах. Воеводским властям проще было организовать ремонт дороги силами верхотурских ямщиков и жителей уездного города, чем бесконечно конфликтовать с горными властями, хотя в одном случае все же отмечалось, что приписные крестьяне, «не отговариваясь завоцкими работами, определенные Верхотурскою канцеляриею по дороге места неотменно исправили»26.
        После того, как в 1763 г. официальным Сибирским трактом стала дорога, проходившая через Кунгур и Екатеринбург, потоки людей и грузов, следовавших через Лялинскую слободу, резко сократились. В то же время, активно использовалась дорога, которая вела на Богословские и Гороблагодатские заводы. Но и связь с европейской Россией по старой Бабиновской дороге окончательно не пресекалась, о чем свидетельствует, в частности, то, что и во второй половине XIX в. в населенных пунктах Лялинской округи сохранялись как почтовые станции, так и этапы, через которые в Сибирь следовали те, кто был осужден на каторгу или поселение27.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, [9], 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
«« Оглавление

 
 
На главную
 

О сайте | Помощь | Правила сайта | Написать нам
© 2009-2017 NewLyalya.Ru Свердловская область, г. Новая Ляля.
Неофициальный сайт города Новая Ляля.
При использовании материалов сайта ссылка на NewLyalya.Ru обязательна.