Лялинское поречье. Деревня Савиново 350 лет.

 

Лялинское поречье. Деревня Савиново 350 лет.

Авторы: М.С.Бессонов, А.Г.Мосин, П.В.Мудрова, С.С.Бессонов, Н.Б.Гощицкий.

«« ОглавлениеСледующая глава »»
Страницы: [1], 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21

А.Г. Мосин

Из истории Лялинской округи

        Древняя история населения Лялинского поречья до сих пор мало изучена. Задолго до прихода русских, строительства Верхотурья и появления других русских поселений эти места населяли манси. Предки манси были носителями юдинской культуры, выделяемой археологами на основе раскопок Юдинского городища (возле д.Юдино в Ирбитском районе) и Ликинского могильника (возле д.Ликино в Гаринском районе) и распространявшейся в X-XIII вв. на все горно-лесное Зауралье. Основным занятием древних манси тогда и в более позднее время была охота, дополнительным подспорьем в добыче пропитания служило рыболовство1.
        Своим названием река Ляля также обязана манси. Профессор А.К. Матвеев, один из лучших знатоков уральской топонимики, предлагает два возможных объяснения его происхождения:
        «В мансийском языке есть слово ляль – «противник», «враг», ляльт – «навстречу», «напротив». В родственном ему хантыйском языке ляль – «война», «войско», «враг». Мансийское я – «река», поэтому структура названия понятна, но смысл его загадочен.
        У ханты – ближайших родичей манси – есть названия, которые прямо указывают на военные столкновения: Ляльёхан – «Река войны» (здесь сражались обские и казымские ханты), Лялькертым – «Война развернулась» (между ханты и ненцами). Может быть, подобные наименования были и у манси.
        Но есть еще один путь: в «Кратком описании о народе остяцком» Григория Новицкого (1715 г.) упоминается некий вогулич Ляля. Так что не исключено, что в основе гидронима просто древнее мансийское имя»2.
        С приходом в Зауралье русских и основанием в 1598 г. Верхотурья манси, платившие до этого ясак пушниной сибирскому хану, вынуждены были исполнять ту же повинность в отношении русского царя. Сбор ясака с местного коренного населения (ясачных людей) фиксировался в специальных ясачных книгах, сохранивших для нас имена лялинских манси.
        В верхотурской ясачной книге 1625/26 г. приведены списки вогулов (манси) Подгородного и Саброва юртов сотника Понгибала Шувалова и сотни Меркуши Кушкина на р.Ляле, ежегодно выплачивавших «государев ясак», обычно в размере пяти соболиных шкурок с каждого. Всего в двух сотнях ясаком облагалось 32 человека, с них было собрано (с учетом неуплаченного ранее) 155 соболей, не считая 14 «поминочных» соболей, поднесенных в качестве подарков государю, воеводам и воеводскому двору3.


Страницы: [1], 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
«« Оглавление

 
 
На главную
 

О сайте | Помощь | Правила сайта | Написать нам
© 2009-2017 NewLyalya.Ru Свердловская область, г. Новая Ляля.
Неофициальный сайт города Новая Ляля.
При использовании материалов сайта ссылка на NewLyalya.Ru обязательна.